ПОЛИГРАФИЯ
Полиграфическое исполнение проспекта или каталога может много рассказать о рекламируемом товаре, во всяком случае, если он правильно и добротно выполнен. На продвижении престижных товаров не следует сильно экономить. И хотя в наше время такой совет звучит несколько нетактично, тем не менее, здесь важна разумность. Сэкономив на стоимости буклета, можно потерять ряд потенциальных клиентов, которые при приобретении престижных товаров часто обращают внимание на весь комплект маркетинговых аксессуаров: упаковку, оформление места продаж, проспекты, подарочные пакеты и т. д. А значит, о проспекте следует побеспокоиться. Далее мы расскажем о некоторых полиграфических приемах повышения престижности печатного изделия, а также попробуем дать советы по разумной экономии без возможной потери уровня исполнения.
• Бумага. Выбор бумаги для изготовления проспекта — это целая наука. На рынке существует огромное количество бумаг, особенно так называемых дизайнерских. Их использование существенно повышает статус изделия, но следует иметь в виду — на дизайнерских бумагах очень сложно печатать. На большинстве сортов такой бумаги хорошо напечатать полутоновые изображения вообще невозможно. А проспект все же в первую очередь — информационное изделие, и в нем должны быть и текст, и изображения. А значит, выбирать необходимо бумагу, предназначенную для высококачественной печати, т. е. мелованную. Дизайнерку следует применять либо в упаковке, подарочных пакетах, либо для обложки будущего проспекта, на которой будет содержаться минимум необходимой информации. Текст можно отпечатать трафаретом или, например, выполнить тиснением. Также осторожно следует использовать и сложные бумаги, скажем, металлизированные или тонированные. Ведь качество печати — первое требование при изготовлении престижных проспектов.
Флокированная
(бархатная) бумага иногда может применяться для изготовления обложек
или других конструктивных элементов издания, которые претендуют на
статус престижных. Отделка продукции из такой бумаги весьма сложна и
лучше всего для этого подходит тиснение (слева — блинтовое, справа —
горячее тиснение фольгой) |
Еще одним важным вопросом является плотность используемой бумаги. Для престижных буклетов следует выбирать более плотную бумагу. Она меньше повреждается при использовании, но и обойдется дороже, но для престижной продукции это требование практически необходимое, так как позволяет изделию лучше и дольше «держать форму». Наиболее подходящий вариант — использование бумаги плотностью 200–250 г/м2. Помимо лучшей износостойкости, такая бумага обладает еще рядом преимуществ: она практически непрозрачная (а значит, качество отпечатанных на ней изображений будет на должном уровне), более белая (что также положительно сказывается на качестве печати), меньше деформируется в процессе печати (соответственно, приводка будет существенно лучше). Так что при производстве престижных проспектов на бумаге сэкономить не получится. Единственное, что можно сделать, — использовать разные бумаги: для обложки плотную, поскольку именно она подвергается наибольшим механическим воздействиям и, следовательно, должна быть более прочной, и тонкую для внутренних страниц издания. Это позволит несколько сэкономить, но усложнит процесс печати, так что неизвестно, что в итоге окажется выгоднее. Примеры подсчетов показаны в справке на с. 6.
Приведенные
в этих примерах изображения демонстрируют возможности трафаретной
печати по обеспечению различных визуальных и тактильных эффектов. Для
усиления тактильных ощущений на верхнем примере добавлено еще и
конгревное тиснение |
• Многокрасочная печать. Применение дополнительных красок при печати способно повысить визуальную ценность изделия, особенно при использовании серебра или золота. Да и наличие различных металлизированных эффектов в готовом изделии воспринимается в целом положительно. О различных аспектах металлизации см. «Формат» №9-2008.
Примеры
декорирования сложных материалов: печать золотой трафаретной краской по
металлизированной тонированной в массе бумаге и тиснение глянцевой
фольгой по тканевому материалу переплетной крышки |
• Лакирование. Один из наиболее действенных способов повышения износостойкости полиграфического изделия. Нанесенный на оттиск лак повышает поверхностную прочность бумаги, позволяет лучше противостоять загрязнению страниц, улучшает влагостойкость изделия. Некоторые лаки позволяют также изменить исходный глянец оттиска, сделав его либо более глянцевым (при использовании глянцевых лаков), либо, наоборот, матовым (при лакировании матовым лаком). Кроме того, лакирование повышает «ценность» издания. А значит, при изготовлении престижных проспектов от лакирования вряд ли имеет смысл отказываться. Существует несколько технологий лакирования, дающих разные результаты по качеству поверхности. Самый простой способ лакирования — из последней красочной секции печатной машины. Вместо краски в нее загружается специальный масляный лак, который наносится на оттиск сплошь или выборочно. Однако обычным офсетным способом положить большой слой лака на оттиск невозможно (максимум 3–5 мкм). В основном здесь можно говорить лишь о небольшой защитной функции, а декоративный эффект выражен слабо. Такой способ лакирования можно использовать лишь в тех случаях, если никакой другой не подходит либо по технологическим, либо по финансовым причинам. Впрочем, нанесение масляного лака сравнительно недорого и на стоимость изготовления проспекта влияет не сильно. Необходимо также добавить, что таким же образом можно осуществлять и выборочное лакирование, но полученный эффект будет мало заметен в силу указанных ранее причин.
Сочетание матового и глянцевого объемного лака может создать весьма оригинальный визуальный эффект |
Объемный лак со специальными добавками не только приподнимает изображение, но и делает часть оттиска шероховатым на ощупь |
Более действенно лакирование, осуществляемое из специальной лакировальной секции печатной машины. В этом случае можно наносить более толстый слой лака, и, следовательно, эффект лакирования становится заметнее. Сейчас уже довольно много печатных машин оснащается лаковыми секциями, так что проблем с поиском исполнителя заказов не будет. Да и влияние такого лакирования на общую стоимость производства ненамного выше, чем из красочной секции, правда, только в том случае, если речь идет о сплошном лакировании. Для выборочного лакирования при таком подходе требуется специальная лаковая форма, изготовление которой весьма дорого и целесообразно только при больших тиражах продукции. Лакировать можно как воднодисперсионными, так и УФ-отверждаемыми лаками, для последних, впрочем, необходима специальная сушка. Зато при использовании УФ-лаков можно получить довольно интересные эффекты как высокоглянцевые, так и сильно матовые, а также тонированные, перламутровые, глиттерные и т. д. Вообще тема лакирования заслуживает отдельного внимания.
Различные
визуальные эффекты: имитация гравюры (объемная трафаретная краска на
металлизированной бумаге), специальное «искрящееся» покрытие оттиска
(голографическая пленка), объемный высокоглянцевый лак на матовой
тонированной бумаге |
• Ламинирование. На сегодняшний день это наиболее эффективный путь повышения износостойкости оттисков. В процессе ламинирования на бумагу специальным образом наносится тонкая полимерная пленка, которая защищает оттиск от грязи, влаги, истирания и многих других повреждающих факторов, тем самым существенным образом повышая время жизни издания. Более того, ламинированная бумага выглядит более презентабельно, особенно если ламинат матовый. Так что если стоит задача сделать проспект действительно представительским, без ламинирования не обойтись. Процесс этот, правда, весьма недешев, но зачастую без него получить хороший результат будет сложно. В качестве некоторого утешения можно сказать, что использование ламинирования позволяет перейти на более тонкую бумагу, поскольку ламинат добавит ей плотности. Но заметную экономию на этом получить все же не удастся.
Визуальный и тактильный результат, полученный при использовании объемного трафаретного лака с добавлением глиттеров |
В последнее время для производства представительской продукции используется сочетание ламинирования и выборочного лакирования, наносимого трафаретным способом. Это позволяет получить интересные матово-глянцевые эффекты, а также желаемые тактильные ощущения, в частности, добиться некоторой «бархатистости» на ощупь, что ценят маркетологи некоторых всемирно известных торговых марок.
Некоторые
наиболее редко встречаемые виды отделки полиграфической продукции:
металлический уголок, существенно повышающий износостойкость изделия, и
специальное высокотемпературное тиснение полимерных переплетных крышек,
«подплавляющее» структуру покрытия |
• Прочие виды отделки. Разумеется, при изготовлении престижной продукции применяются самые разные виды отделки. Здесь и тиснение фольгой (как холодное, так и горячее), различное выборочное лакирование пигментными или глиттерными лаками, вырубка, конгревное или блинтовое тиснение и вообще все, что умеет современная полиграфия, включая лазерную перфорацию и технологии, используемые при производстве ценных бумаг. Здесь на первое место выходит вкус. Имея внушительный бюджет на изготовление престижной продукции, велик соблазн применить «все, что только возможно», хотя в большинстве случаев этого не требуется. Здесь необходима внимательная проработка концепции и дизайнерское чутье. Иначе даже имея «все, что только возможно», проспект не будет производить должного впечатления на потенциальных покупателей.
Примеры
типового тиснения фольгой без конгрева. Придает полиграфической
продукции металлический блеск, причем при необходимости цвет
металлизированной поверхности может варьироваться — от привычного
серебристого до любых цветных металлизированных оттенков |
Конечно, данной статьей не ограничиваются все аспекты разработки проспектов для тех или иных видов продукции. Задача эта сложная и под силу только серьезным рекламным компаниям, готовым взять на себя часть ответственности за неправильное позиционирование престижного продукта. Здесь главное сдержанность и вкус, а современная полиграфия может выполнить практически любые задумки. Важно только понимать, что их изготовление скорее всего дешевым не будет. Впрочем, эта статья может помочь в чем-то сэкономить практически без потери внешнего впечатления.
Эффектное решение: сочетание тиснения фольгой с трафаретной печатью на тонированной бумаге |
Еще один интересный вариант отделки — конгревное тиснение по металлизированной бумаге |
Блинтовое
тиснение на переплетной крышке — один из самых распространенных приемов
персонализации беловой продукции. Ежедневник с таким тиснением без
сомнения относится к престижному полиграфическому изделию |
На
этих фото показаны образцы самых современных полиграфических
технологий, основанных на нанесении полимерной фольги на свежий лаковый
или клеевой слой. Таким образом можно получить «выборочный
дифракционный эффект» и цветную полутоновую печать по холодному
тиснению фольгой |
Полиграфическая
продукция, имитирующая классический старинный способ изготовления, со
вставляемыми вручную черно-белыми оттисками в специально просеченные
пазы |
Еще
один пример оригинального подхода к отделке полиграфической продукции:
придание всему изделию сложной формы методом полистной вырубки |